Многофункциональная смазочная композиция новейшего поколения на основе органического соединения с медью. Оптимально подходит для самых современных автомобилей. Глубоко проникает и образует твердый и жаропрочный слой в металле. Эффект сохраняется более 50 000 км.
Состав предназначен для восстановления рабочих характеристик двигателей бензинового типа с рабочим объемом от 1,5 до 2,5 литров и объемом масляной системы до 7л.
Действие:
Принцип действия: находясь в моторном масле, состав формирует на поверхностях трения защитный слой. Две особенности слоя - он прочнее оригинальной поверхности и удерживает пленку масла даже при долгом простое. Состав не взаимодействует с моторным маслом и не меняет его рабочих свойств, не накапливается в двигателе и не влияет на температурные режимы работы двигателя.
Безызносность оборудования – уже реальность!
С тех пор, как появились первые узлы трения, начался и процесс поиска идеальной смазки для снижения износа трущихся деталей. При всем многообразии вариантов наибольшей популярностью в качестве смазочных материалов пользуются масла. Это не идеальный, но все же наиболее удобный в эксплуатации смазочный материал. Как следствие, поиск решений по увеличению ресурса пар трения идет в русле изобретений все новых и новых присадок к маслам. Каждая присадка в отдельности решает какую-то одну проблему, однако добавление последующих, призванных решить другие задачи, уже вызывает массу вопросов на предмет их совместимости, смешиваемости и возможности применения такого «коктейля» на конкретном оборудовании или узле. По этим и другим причинам этот путь не всегда приводит к желаемому результату и главное не решает основную задачу – сколь-нибудь значительное замедление износа оборудования.
Однако в 50-гг прошлого столетия советскими учеными - триботехниками Гаркуновым и Крагельским было совершено открытие эффекта избирательного переноса, которое легло в основу создания совершенно новой смазки - позволяющей не только защищать узлы трения, но и на 100% восстанавливать изношенные участки, производить безразборный ремонт, страгивание заклинивших узлов и решать множество других проблем, связанных с эксплуатацией высоконагруженных узлов. Открытие эффекта избирательного переноса и последующее изобретение смазочного концентрата, реализующего этот эффект, можно считать настоящим прорывом в триботехнике (науке о трении).
Само явление избирательного переноса было замечено при трении стали по определенным медным сплавам (например, по некоторым бронзам или латуням) в ряде сред (прежде всего в глицерине, спиртоглицериновых средах, морской воде и т. д.) в определенных интервалах изменения условий работы соединения. Так в середине 50-х годов при исследовании технического состояния узлов трения самолетов было обнаружено явление самопроизвольного образования тонкой пленки меди толщиной 1—2 мкм на поверхностях трения тяжелонагруженых узлов трения при работе пары трения сталь—бронза и смазывании ее спиртоглицериновой смесью. Было установлено, что пленка уменьшает износ в паре трения примерно в 10 раз. Аналогичное явление наблюдается при работе пары трения сталь—сталь в узлах трения компрессора домашнего холодильника при смазывании маслофреоновой смесью.
Суть этого удивительного эффекта заключается в том, что под действием глицерина (или другой среды) при трении начинается избирательное анодное растворение легирующих бронзу элементов. Атомы этих элементов уносятся в смазочную среду, а поверхность бронзы обогащается медью. В восстановительной среде, которой является глицерин, эта медь не окисляется и поэтому очень активна. Она легко схватывается со стальной поверхностью, покрывая ее тонким слоем.
В этом слое возникает большое количество вакансий, часть которых образует поры, заполняемые молекулами глицерина. В результате образуется так называемая сервовитная пленка (а по сути щетка – см. рис. 1) толщиной 1-2 мкм, которая имеет низкую прочность на сдвиг и не наклёпывается при трении. Она прекрасно адсорбирует активные компоненты среды, прежде всего комплексные соединения, образуемые растворенными элементами сплава и продуктами механохимических превращений смазочной среды. Кроме того, обладая высокой теплопроводностью, она способствует снижению температуры поверхности трения путем отвода теплоты в глубинные слои материала. Пленка может выдержать весьма высокие нагрузки без разрушения и позволяет увеличить поверхность контакта в несколько раз. Было установлено, что пленка уменьшает износ в паре трения в 10 раз.
Именно это открытие ученых легло в основу создания последователем Гаркунова – Дмитрием Николаевичем Истоминым многофункционального смазочного концентрата «МСК-ИЧ», в состав которой входят медь и жирные кислоты. Смазывание узлов трения данным концентратом позволяет воспроизвести эффект избирательного переноса между любыми трущимися сплавами и металлами, даже если они не содержат меди. Д.Н. Гаркуновым и И.В. Крагельским , а в начале 90-х годов и ведущим специалистом военно-промышленного комплекса России Д.Н. Истоминым, был проведен огромный объем научных работ и исследований по применению в узлах трения химических соединений, реализующих избирательный перенос для увеличения долговечности узлов трения.
В Набережных Челнах на базе разработок ученого его ближайшие ученики создали для ПАО «КАМАЗ» многофункциональную смазочную композицию «МЕГОС». Ее уникальность и ценность заключается в том, что композиция позволяет снижать износ оборудование и даже восстанавливать изношенные пары трения, увеличивая ресурс службы обработанных узлов.
Поведение МСК «МЕГОС» в паре трения.
Полностью физические, химические, электрические, магнитные и многие другие процессы, происходящие в зоне трения двух и более элементов трения в присутствии этой смазки МСК «МЕГОС» сегодня не представляется возможным не только для описания, но и для исследования.
С возникновением нагрузки и движения происходит мгновенное образование на одной или обеих деталях пары трения тончайшей сервовитной эластичной мягкой металлической пленки. С образованием этой пленки трение в деталях идет не только на гребешках выступов и впадин (следах обработки любого класса чистоты и точности), а по всей площади пары трения. А это означает, что площадь фактического контакта в паре трения возрастает на несколько порядков (1000-10000 раз).
Увеличение пятна контакта влечет за собой соответственно в том же размере уменьшение удельных нагрузок и повышение грузоподьёмности пары трения. А уменьшение нагрузок - это уже уменьшение износа.
Кроме того, химические элементы, входящие в состав композиции, при работах пары трения ведут не к срыву гребешковых следов обработки, а к их раскислению и вмазыванию (или втиранию, зашпаклевыванию) впадин между гребешками, из—за чего поверхности пары трения выравниваются (нивелируются) до уровней, превосходящих все возможные механические способы обработки деталей.
В процессе работы пары трения в обычных условиях с обычными товарными маслами, масло играет роль расклинивающего элемента между деталями пары, но при этом происходят срывы гребешковых следов обработки, что приводит к быстрому износу пары трения. Сорванные частицы материала пары трения (продукт износа) выносятся маслом из зоны трения (необходимая способность масла выносить продукты износа) и оседают на фильтрах тонкой и грубой очистки.
Из описанного выше поведения концентрата в паре трения видно, что срывов материала нет, есть их перемещение в пределах зоны трения с гребешков во впадины, а, значит, нет выноса материала, а это в свою очередь означает в идеальном случае отсутствие износа. Так называемый эффект безызносности.
Каков же механизм образования сервовитной пленки в паре трения?
Мгновенное образование пленки в паре трения происходит только при наличии давления, температуры и движения. Т.е., первоначально процесс приработки происходит только на самых высоких гребешках поверхности, постепенно раскисляя высокие гребни, переходя на все более низкие уровни.
Таким образом, для ускорения процесса приработки требуется резкое возрастание необходимых параметров: т.е. давления, скорости, температуры, шероховатости поверхности, резкие толчки, дробящие гребни поверхности и микрочастицы концентрата. Вывод напрашивается более чем парадоксальный: но чем хуже условия эксплуатации оборудования, тем лучше работает концентрат. И тем быстрее произойдет восстановление пар трения, и так до окончания приработки
Из сказанного вытекает; образование пленки происходит первоначально в критических точках. Причем, чем выше параметры критической точки, тем скорее происходит образование пленки, а это значит, что откладываться в первую очередь она будет в местах наибольшего трения, где в условиях обычной смазки возможны дефектные образования (задиры, шероховатости, выкрашивания). С появлением в зоне трения МСК «МЕГОС», дефектообразование становится невозможным, а на деталях, имеющих дефект, пленка образуется в первую очередь в области дефекта. Хотя масло является наиболее удобным носителем для концентрата, «МЕГОС» не является просто присадкой, это полноценный смазочный материал.
Кроме того, рассматривая одну пару трения как систему многих точек контакта, а далее весь механизм или машину как систему множества пар трения необходимо сделать заключение, что, любая из этих систем в работе при условии добавления концентрата направлена теперь уже не на износ, а на самосовершенствование.
Из множества точек пленка образуется наиболее качественно и быстро в худшей точке по параметрам трения, а, образовавшись, становится лучшей точкой. Худшей становится другая, где образование пойдет во вторую очередь и т.д., пока первая точка опять не станет худшей этот процесс непрерывен и автоматичен без воздействия извне. Этот процесс действителен и для целой системы пар трения, наиболее ярко он выражается на двигателях, где происходит не просто повышение компрессии в каждом отдельно взятом цилиндре, а полное выравнивание компрессии по всем цилиндрам.
Повышение компрессии с одновременным резким падением трения в цилиндро- поршневой группе происходит по причине быстрой приработки (практически мгновенной) поршня к втулке цилиндра, колец к втулке и поршню, а увеличение компрессии, как следствие, ведет к росту мощности и приемистости двигателя, уменьшению расхода топлива, угара масла и уж, само собой разумеется, при резком падении трения и резкому сокращению износа пары трения, т.е. увеличению ресурса этой пары.
Результаты испытаний МСК «МЕГОС»
При добавлении в систему смазки 2% МСК «МЕГОС».
Снижаются:
Износ пар трения …………………………………………………на 50%
Коэффициент трения……………………………………………..в 3 раза
Потребляемая мощность………………………………………….на 4-5%
Повышаются:
Противопитинговые свойства масел ……………………………на 40-50%
Противозадирные свойства масел………………………………..на 40-50%
Улучшаются:
Защитные свойства масел…………………………………………на 100%
Увеличивается :
Срок службы технологических масел …………………………….в 3 раза
Использование МСК «МЕГОС» позволяет
Таким образом, получаемые с применением МСК «МЕГОС» эффекты безызносности, резкого продления ресурса машин и механизмов, многократного повышения ресурса масла как носителя, уменьшение угара и расхода носителя (масла), возможность использования низкосортных масел снижение номенклатуры масел, улучшение экологических и гигиенических условий работы, уменьшение расхода топлива резкое сокращение трудозатрат при обслуживании и эксплуатации, уменьшение потребности запчастей и т.д. дают огромный экономический и экологический эффекты.
Как работает МСК «МЕГОС»
В паре трения в процессе работы возникает электромагнитное поле. Обе детали получают отрицательный заряд. Сила поля недостаточна для того, чтобы детали отталкивались друг от друга, однако достаточна для притяжения положительно заряженных частиц на микроуровне.
В состав концентрата входят металоорганические соединения меди (Cu) с жировыми кислотами. Это сложные молекулы с одним атомом меди, имеющим положительный заряд.
В сплаве, из которого сделана деталь, присутствует атомарный водород, который при повышении температуры укрупняется в молекулу, а при снижении стремится наружу, повреждая кристаллическую решётку металла. Это явление называют водородным износом. При использовании концентрата, атомы меди под воздействием электромагнитных сил проникают в кристаллическую решётку металла, вытесняя атомарный водород, а значит, исключая возможность водородного износа на данном участке. Вся поверхность детали покрывается тончайшей сервовитной плёнкой. Органические части молекул, имеющие, как и сама деталь, отрицательный заряд, усиливают электромагнитное поле.
Любая поверхность, даже идеально ровная внешне, при увеличении состоит из выступов и впадин. Это следы механической обработки любого класса чистоты и точности. Выступы являются точками высшего напряжения, принимают на себя основную нагрузку, что рано или поздно приводит к срывам частиц материала и выносу их маслом из зоны трения.
При использовании концентрата происходит избирательный перенос: раскисление самых высоких выступов и перенос вещества в ближайшие впадины в условиях сильного электромагнитного поля. Перенос происходит в точках наибольшего трения, и после того, как они выровнены, процесс переходит на следующий уровень. Это продолжается до тех пор, пока все неровности не будут нивелированы.